Представители НОШ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ предложили улучшить программы повышения финансовой грамотности, добавив в них разработки психологов и поведенческих экономистов. Таким образом удастся учесть поведенческие искажения, которые могут помешать человеку принять финансово грамотное решение, даже если у него есть базовые знания и навыки.
20220627_n
Под финансовой грамотностью обычно понимают знания, навыки и установки, способствующие принятию осознанных финансовых решений и достижению финансового благополучия человека. Однако только их недостаточно, важно учитывать и поведенческие искажения, которые есть у любого и усиливаются в период стрессов и кризисов. Так, принцип «живи одним днем» и сильная концентрация на настоящем могут привести к чрезмерному потреблению или избыточной склонности к взятию кредитов на удовлетворение сиюминутных потребностей. Если у человека проблемы с самоконтролем, возрастают риск просрочек по платежам, недостаточные сбережения и прочее.
«Для укрепления финансовой устойчивости и благополучия граждан важна, во-первых, популяризация программ, учитывающих поведенческие и социокультурные особенности и объясняющих наиболее распространенные когнитивные искажения и уловки участников финансового рынка. Во-вторых, нужно расширение доступа к образовательным программам, направленным на наработку навыков и эвристик финансово грамотного поведения. В-третьих, корректировка дизайна имеющихся образовательных программ с учетом поведенческих особенностей участников рынка позволит защитить население и помочь в принятии финансово грамотных решений. В-четвертых, необходимы разработка и популяризация простых в использовании инструментов, помогающих людям бороться со своими поведенческими искажениями и принимать грамотные финансовые решения», — отметила доцент кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Елена Никишина.
Среди ключевых направлений учета поведенческих особенностей в программах повышения финансовой грамотности авторы выделили несколько пунктов. Так, в просветительские программы следует включать целые блоки, посвященные объяснению действия когнитивных искажений и их последствий; можно использовать принципы подталкивания, или «мягкого управления». Важно рассказывать о конкретных механизмах самоконтроля и техниках «ментального учета», а также отрабатывать навыки на практике. Кроме того, не стоит забывать о том, что все люди разные и программы повышения финансовой грамотности надо разрабатывать с учетом разного поведения: расточительным людям нужно развивать одни навыки, а слишком прижимистым и прячущим сбережения под матрас — другие. Наконец, необходимо представлять информацию в краткой и простой для понимания форме.
Предложенный экономистами подход опирается на разработки психологов и поведенческих экономистов, нацеленные на финансовое поведение, а потому позволит повысить эффективность просветительских программ. При этом улучшение имеющихся необязательно потребует серьезных дополнительных расходов. Исследователи подчеркивают, что еще предстоит проверить эффективность различных вариантов дизайна на практике и выбрать наилучший.
Аргументация высокой эффективности использования поведенческих факторов при разработке и реализации соответствующих программ была представлена учеными в журнале «Научные исследования экономического факультета».
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: msu.ru
Источник: scientificrussia.ru