Хорезмская археолого-историческая экспедиция Института этнографии АН СССР — крупнейшая экспедиция в истории мировой археологической практики по масштабу исследованной площади, количеству изученных памятников, объемам опубликованных материалов, сложности археологических подходов и продолжительности. Экспедиция проходила на территории Узбекистана, Казахстана и Туркменистана и длилась с 1937 по 1997 г. Основателем и бессменным руководителем экспедиции до 1965 г. был С.П. Толстов — советский этнограф, археолог и исследователь истории и культуры среднеазиатских народов.
Центр притяжения экспедиции — древний регион Средней Азии Хорезм, расположенный на территории современного Узбекистана и Туркменистана в оазисе на нижнем течении Амударьи. Еще в XIX в. на картах русских военных топографов в этих местах были обозначены древние развалины. Торговые караванные пути, пограничная зона кочевого и оседлого населения, ирригационные системы — здесь зародилась богатая цивилизация. До сих пор сохранились археологические памятники, древние оросительные системы Хорезма, которые считаются уникальными. Изучение ирригационных сетей дало С.П. Толстову ответы на многие вопросы. Он выяснил, что в античное время здесь было государственное образование с централизованной властью, а динамика оросительных систем определялась не природными явлениями, а социальными и политическими факторами: феодальной раздробленностью, междоусобицами и войнами. Это привело к запустению цветущих оазисов и появлению пустыни. Собраны также материалы, подтверждающие, что в домусульманское время в Средней Азии господствовал рабовладельческий уклад общества.
Целью экспедиции было изучение общественного строя страны, истории кочевников и полукочевников, их взаимодействие с населением оазисов, экономической, культурной жизни. В аридном климате люди селились вблизи водных источников. На основе исследований древней гидрографической сети ученые нашли свидетельства большого количества стоянок на берегах Узбоя, южных заливов Сарыкамыша на южном берегу Присарыкамышской дельты и в Южной Акчадарьинской дельте.
Схема работ Хорезмской экспедиции в довоенные годы
Источник: archaeolog.ru
Экспедиционные пути пролегали через все пустынные земли Древнего Хорезма в низовьях Амударьи, Сырдарьи, восточном Прикаспии, на плато Устюрт, в пустынях Кара-кум, Кызыл-кум. Как отмечал советский историк, востоковед-медиевист В.В. Бартольд, Хорезм, окруженный пустынями, как и окруженная морями Англия, представляет особый интерес для науки в изучении его своеобразного жизненного уклада. Сам С.П. Толстов называл Хорезм «среднеазиатским Египтом» и писал, что здесь «то густыми скоплениями, то одиночными островками лежали бесчисленные развалины замков, крепостей, укрепленных усадеб, целых больших городов». Он был настолько увлечен этой темой, что самые трудные задачи брал на себя и даже защитил докторскую диссертацию по своей рукописи «Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования», основанной на довоенных материалах по изучению Хорезма. За эту книгу в 1949 г. он получил Сталинскую премию — Государственную премию СССР. И даже когда у С.П. Толстова случился инсульт, нарушились речь и функции одной ноги, ученый не остановил исследования, вернулся в пустыню и работал до самой смерти.
В первые годы исследовались Беркут-калинский и Кават-калинский мертвые оазисы, которые датируются от первых веков до XII–XIII вв. н.э. Исследовалось неолитическое поселение-стоянка Джанбас-кала № 4, которое относится к кельтеминарской культуре, получившей название по каналу Кельтеминар, расположенном в Каракалпакии. Неподалеку была обнаружена неразведанная неолитическая стоянка Джанбас-31, названная «стоянкой Толстова», и остатки выгоревшего наземного жилища с каркасно-столбовой конструкцией и кровлей, покрытой камышом и древесной корой. Кремниевый и костяной инвентарь, ладьевидные сосуды и другая керамика позволили отнести стоянку к ранней кельтеминарской культуре.
Джанбас-кала № 4. На раскопе, рабочий момент. 1940 г. Фото В.И. Котовского
Источник: archaeolog.ru
Были открыты тазабагьябская и амирабадская культуры, ставшие основой периодизации первобытной истории Хорезма, выявлены стоянки IV-III тысячелетия до н.э. Согласно исследованиям экспедиции, в начале II в. до н.э. изменилось направление вод Амударьи, из-за чего Присарыкамышская дельта и Узбой стали пересыхать, а Акчадарьинская обводняться. На территории Акчадарьинской дельты найдены следы освоения земли человеком. В середине II в. до н.э. там расселялись тазабагъябские племена, формировали смешанную с суярганской культуру. Исследователям удалось найти «заповедник» тазабагъябских поселений, где сохранились остатки жилищ: полуземлянки в Южной Акчадарьинской дельте и могильник.
Замок № 36, общий вид. 1937 г. Фото В.М. Веселаго
Источник: archaeolog.ru
Замок № 36, архитектурная деталь, купол и парус. 1937 г. Фото В.М. Веселаго
Источник: archaeolog.ru
По типу хозяйства тазабагъябцев относят к земледельцам-скотоводам. Но есть признаки заимствований из южных земледельческих цивилизаций, которые проявляются в элементах некрополя Северный Тагискен. Об этом свидетельствуют гончарная посуда, сырцовая архитектура мавзолеев, планировка сооружений, в которых наблюдается южная традиция. При большом количестве сходных черт памятник рассматривают как объект дындыбай-бегазинской культуры Центрального Казахстана.
В низовьях Сырдарьи также обнаружили земли, на которых жили сакские племена. Ранее считалось, что это кочевой народ. Однако развитие ремесел, наличие погребальных памятников, укрепленных поселений и ирригационное земледелие вместе с развитым скотоводством доказывают, что это были полуоседлые скотоводы-земледельцы.
Тешик-кала, общий вид крепости. Беркут-калинский оазис. 1938 г. Фото Е.А. Полякова
Источник: archaeolog.ru
Еще одна культура, открытая во время экспедиции, — куюсайская. Найденные поселения и могильники относятся к VII-IV вв. до н.э. Поселение Куюсай-2 и культура местного народа интересны погребальными обрядами. Усопших хоронили под курганами в грунтовых ямах, перекрытых камышом. Это напоминало погребения в постройках типа шалаша, как в сакском погребальном ритуале. То есть произошло смешение двух культур.
Изучалась также история переселения каракалпаков — тюркоязычного народа, который, вернувшись в Хорезм на родину предков, образовал поселение Ак-джагыс. Исследованиями этого народа занимался Каракалпакский этнографический отряд, который установил связь верований с зороастрийской традицией. В интерпретации зороастрийской мифологии название бугра Джумарт-кассаб, расположенного рядом с мазара Шамун-наби (мавзолей), значит Гайомард — отец людей, созданных верховным богом Ахурамаздой.
Сохранились воспоминания об открытии культового памятника царской династии городища Топрак-кала (II-III вв. н.э.). С.П. Толстов увидел из соседней крепости развалины среди пустыни. Местный проводник объяснил, что это Топрак-кала, и назвал крепость неинтересной. Уже вечером исследовательская группа была на месте этого древнего памятника.
Топрак-кала
Источник: archaeologyca.su
Топрак-кала — это комплекс, состоявший из городища и дворца. Во время раскопок открыли необычные стенные росписи, отличающиеся сюжетами и цветовой гаммой, глиняную и барельефную скульптуру — первые образцы искусства эпохи Кушанов. Дворец строился высотой 14,5 м. У него были лестничный вход с востока, более 100 помещений на первом этаже, высокие и просторные залы, святилища. В центре дворца располагался тронный зал, который состоял из парадного двора и айвана с трехарочным порталом (сводчатое помещение, обнесенной стеной с трех сторон и открытое с четвертой стороны. — Примеч. ред.). Зал «танцующих масок» был посвящен богине плодородия Нане-Анахите, а «зал царей» использовался как святилище династического культа.
Городище Топрак-кала было разделено центральной улицей на две половины, которые состояли из десяти кварталов. Были изучены жилой и храмовый кварталы. Во время раскопок жилой части городища обнаружили следы пожара и разрушений, наличие жилых комнат, хозяйственных хранилищ. С.П. Толстов предположил, что домохозяйства строились как родственные коллективы.
Топрак-кала. С.П. Толстов рассматривает хорезмийский документ на дереве, датируемый 2-3 вв. н.э.
Источник: opentextnn.ru
С.П. Толстов и О.А. Вишневская на раскопе.
Источник: opentextnn.ru
Пилоты разведывательного авиаотряда Хорезмской экспедиции.
Источник: opentextnn.ru
Встреча разведочных авиа- и пешего отрядов Хорезмской экспедиции в пустыне Кызылкум (1948 г.).
Источник: opentextnn.ru
Бекдилля – первый проводник С.П. Толстова по пустыне с ручным охотничьим беркутом.
Источник: opentextnn.ru
Раннее утро в пустыне. Б.И. Вайнберг будит сотрудников экспедиции.
Источник: opentextnn.ru
Чтение стенгазеты экспедиции «Хорезмиец».
Источник: opentextnn.ru
В храмовом квартале найдены три здания, построенные в разное время, но по одной планировочной схеме. Более поздняя постройка была посвящена культу барана, бараньих рогов, которые присутствовали в хорезмийском веровании много столетий. В помещении ученые нашли рога архара, на которых был орнамент в виде бронзовых пластинок с позолотой. Также найдены обломки стеклянных сосудов, костяная булавка, стеклянные бусины и фрагменты человеческой фигуры из алебастра, украшенные росписью или фольгой.
Тешик-кала, донжон. Помещение № 7. Хум. 1938 г. Фото Е.А. Полякова
Источник: archaeolog.ru
К середине I в. до н.э. в низовьях Амударьи зарождаются классовые отношения и государственность. Ирригационное земледелие подталкивает население к усовершенствованию техники, сооружению крупных магистральных каналов, что становится основой экономики. К памятникам этого времени относят городище Кюзели-гыр на территории Присарыкамышской дельты. Реконструкция раннего периода жизни позволила установить, что городище было окружено оборонительными стенами с внутристенным коридором, башнями и бойницами, площадь была застроена жилыми массивами. А раскопки развалин здания, стены с остатками пилястров (колонны. — Примеч. ред.) позволяют предположить, что на этом месте был замок правителя и один из ранних хорезмийских городов.
По мнению исследователей, в IV в. до н.э. — I в. н.э. Хорезм был уже сложившимся государством, в котором установилась система городков-крепостей с оборонительными стенами, предвратными лабиринтами, торговыми, ремесленными и культурными центрами.
После Второй мировой войны экспедиция приняла новый размах и расширилась до Приаралья. С.П. Толстов добился новейшей технической оснащенности: в распоряжении ученых были самолеты, автомобили, портативные электростанции. Выдающимся событием было применение аэрометодов: визуальной авиаразведки, аэрофотограмметрии, археологических авиадесантов для изучения затерянных в песках памятников. Ученые работали на самолетах системы ПО-2 гражданской авиации, благодаря чему собрали уникальный архив аэросъемки — более 5 тыс. снимков, аналогов которым нет в мире. Ценность материалов и в том, что с 1940-х гг. ландшафт региона сильно изменился и лишь фото могут воссоздать картину земель в те годы.
В научный коллектив входили лучшие этнографы, географы, геоморфологи, геодезисты и почвоведы СССР. Особое внимание уделялось палеоклиматическим реконструкциям, исследованию оросительных систем, старым руслам рек. Были изучены остатки сооружения Кой-Крылган-кала, могильники Тагискен и Уйгарак, Джетыасарские городища-крепости, замки мертвых оазисов Правобережного Хорезма, «болотные городища» низовий Сырдарьи.
Расписная керамика и бусы из античных и афригидских памятников Хорезма. Джанбас-кала, Тешик-кала, Топрак-кала, Аяз-кала и др. 1940 г.
Источник: archaeolog.ru
В 1953 г. был организован археолого-топографический отряд под руководством советского этнографа Б.В. Андрианова. Отряд изучал территорию древнего орошения Приаралья от Саракамышского озера и Устюрта до средней Сырдарьи площадью 5 млн га.
Экспедиция привлекала не только ученых, но и деятелей культуры. В Хорезме работали художники и живописцы, известный поэт и писатель В.Д. Берестов, написавший в экспедиции книги «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет». Попасть сюда волонтером мечтал Булат Окуджава.
Собранные материалы состоят из антропологических и нумизматических коллекций, скульптурных образцов, видов росписи, надписей на арамейских, тюркских и арабском языках, ювелирных и художественных предметов. Сегодня архивы, хранящиеся в музеях России, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана представлены чертежами, отчетами, дневниками исследователей, зарисовками, рисунками находок, пленочными негативами, отпечатками, картами, альбомами и др. Архив Хорезмской экспедиции начали формировать с 1937 г., однако довоенных полевых дневников не сохранилось.
В 1990-е гг. сократились финансирование и объемы исследований. Официально экспедиция прекратила работу в 2003 г.
Фото на главной странице: archaeologyca.su
Фото на странице: opentextnn.ru
Источник: scientificrussia.ru